Мой сайт
Воскресенье, 05.05.2024, 01:06



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Май » 16 » Для чего нужна мумификация для чего нужна мумификация. Бальзамирование: создание божественной оболочки
02:44

Для чего нужна мумификация для чего нужна мумификация. Бальзамирование: создание божественной оболочки






Мумия верховного жреца Амона Масахарты. XI в. до н.э. Луксор, Музей мумификации. (с) фото Michael Slabina

Мумия стала в наши дни одним из самых ярких символов древнего Египта – бессловесное доказательство материальной победы египтян над разрушительной силой смерти. Искусство бальзамирования, зародившееся еще на заре египетской истории, развивалось одновременно с поиском архитектурной формы первых пирамид, давая удивительную возможность уберечь физическое тело от разложения, законсервировать его, защитить от сил хаоса для существования в вечности, сохранить его, как вместилище Ка. За долгие века совершенствования, это искусство достигло результатов, которые, несмотря на многочисленные исследования в этой области так и не были превзойдены.



В могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего прекрасно сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который впитывал в себя влагу и высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усовершенствовался, появились более сложные гробницы, богатый погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью.


Додинастическое погребение. IV тыс. до н.э. Лондон, Британский музей.

Приблизительно со времени правления III династии Древнего царства из тела стали вынимать внутренности, способствующие разложению; кроме того, отныне тело хоронили уже не в скорченном положении, имитирующем позу эмбриона в утробе матери, а вытянутым, лежащим на спине. Позже завернутое в пелены тело начали покрывать слоем штука и расписывать, стараясь отобразить портретные черты умершего. Видя все несовершенство этого метода, египетские бальзамировщики продолжили свой поиск, пока не остановили свой выбор на нечерит – «божественной» природной соде или натроне, который добывался в содовых озерах Вади Натрун, расположенных в западной Дельте, и стал в итоге основным веществом, использовавшимся при изготовлении египетских мумий. К сожалению, не сохранилось ни одного собственно египетского описания процесса бальзамирования, считавшегося особо священным искусством; ввиду этого особую значимость приобрела информация, содержащаяся в «Истории» Геродота. Результаты современных исследований говорят, что в общих чертах Геродот, описывая мумификацию, был недалек от истины, однако, судя по некоторым сохранившимся текстам, таким как Магический папирус Ринд, и многочисленным изображениям, процесс мумификации был куда более сложным, чем то, что египтяне позволили увидеть и записать «отцу истории».


Бальзамирование. Роспись на крышке саркофага Джедбастетиуфанха. Из эль-Хибе. II в. до н.э. Музей Ремера и Пелицеса, Хильдесхайм. Автор фото неизвестен.

Когда в семье кто-то умирал, в дом приглашали бальзамировщиков, которые переносили хат – физическое тело человека в ибу, «место очищения». Здесь начинался многоэтапный ритуал подготовки умершего к вечному существованию, воспроизводящий в драматической форме элементы легенды об Осирисе. Руководил всеми работами жрец, носивший титул хери сешета – «тот, кто над тайной», изображавший шакалоголового бога Анубиса, повелителя некрополя и господина бальзамирования. Присутствовал при мумификации и херихеб – «тот, кто над свитком» – жрец-чтец, читавший необходимые изречения и заклинания. Под их руководством работали многочисленные уту – жрецы, выполнявшие второстепенные обязанности, такие как пеленание и подготовка необходимого инвентаря.

В ибу тело тщательно очищали при помощи воды и натрона, а затем переносили в уабет уат, «место очищения», где из него вынимали внутренности. Линию разреза в брюшной полости отмечал жрец, именуемый «писцом», а «потрошитель», изображавший Сетха, убивающего Осириса, с помощью кремневого ножа совершал само вскрытие, за что его с криками и воплями изгоняли из помещения. Приблизительно на шестнадцатый день после смерти тело клали на специальное каменное или деревянное ложе и начинали обрабатывать натроном. Высушенное натроном тело обрабатывалось несколькими видами бальзамировочных смол и масел.


Инструмент для вливания масел и смол в черепную коробку сквозь ноздри. Дерево. III Переходный период. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004

Процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых 40 отпускалось на выслушивание тела с помощью натрона. Этот срок между смертью и погребением, или же смертью и возрождением связывался с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, которая подобно умирающему и возрождающемуся божеству исчезает с неба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней. Впрочем, некоторые источники упоминают, что официальная церемония погребения некоторых представителей высшей знати иногда проходила и спустя куда более значительный срок.

Изъятые из тела внутренности промывались, обрабатывались маслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены, клались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами. Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаружено подобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес I, матери Хуфу. Изъятые при мумификации внутренности царицы были обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящик с четырьмя отделениями: лишь сердце, согласно уходящей во тьму веков традиции, могло остаться в теле. Изначально плоские, крышки этих сосудов начиная с I Переходного периода приобретают форму человеческой головы с портретными чертами умершего, либо изображают четырех «сыновей Хора», духов-охранителей умершего, имеющих головы человека (Имсети), шакала (Кебехсенуфа), сокола (Дуамутефа) и павиана (Хепи). Века спустя, в Новом царстве внутренности иногда заворачивали в отдельные пелены и помещали в миниатюрные ковчежцы, в свою очередь клавшиеся в ящик для каноп.


Голова мумии жрицы Ноджемет, супруги верховного жреца Амона Херихора. XXI дин. Каир, Египетский музей. (с) фото - SCA

По истечении необходимого срока тело очищали от натрона и переносили в другое помещение, называвшееся пер нефер – «дом красоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали полотном, пропитанным маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна всему телу и, в частности, лицу придавался облик живого человека, для чего также иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение все тело покрывалось тонким слоем горячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охрой или, как это было популярно в греко-римское время, украшалось листочками тонкой золотой фольги.



"Супруга бога" Мааткара I и ее мумия. Виньетка "Книги мертвых" Мааткара I. XI в. до н.э. Каир, Египетский музей.

В течение последних пятнадцати дней мумификации, тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. В большинстве случаев, ткань, использовавшаяся для пеленания, разрезалась на полосы шириной 10-15 см и длиной вплоть до нескольких десятков метров. Прежде всего, пеленами фиксировалось положение головы, и закреплялась нижняя челюсть; затем отдельными отрезами полотна обматывались пальцы на руках и ногах, а также половой орган у мужчин, часто закреплявшийся в итифаллическом положении. Затем пеленались руки и ноги, торс. На каждый слой ткани, пропитанный камедью и скрепленный специальными повязками, клались необходимые в этом случае амулеты и ювелирные украшения. В завершение процесса все тело с головы до ног еще раз обматывалось слоем ткани и покрывалось единой большой пеленой, закрепленной восемью специальными повязками, в Позднее время иногда украшенной сеткой из фаянсовых бус и амулетов. В Восточном институте Дюрхема, Лувре и Каирском музее сохранились папирусы с изречениями, которые должны были произноситься над телом во время его пеленания, свидетельствующие, что и эта часть бальзамирования на самом деле проходила в виде драматического ритуала.


Саркофаг и мумия жреца Падиименета. XXIII-XXV дин. Луксор, Музей Египетского искусства. (с) фото мое, 2008.

С эпохи Среднего царства голова и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа - склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком, ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. Освященному процессом бальзамирования телу, называющемуся отныне сах, стремились придать облик Осириса, чтобы отождествить умершего с возродившимся богом, победившим смерть.

Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – М., 1983.
Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог выставки. – М., 2002.
Солкин В.В. Египет. Вселенная фараонов. – М., 2001.
El Mahdy Ch. Mummies, Myth and Magic in Ancient Egypt. – London, 1995.
Dodson A., Ikram S. The Mummy in Ancient Egypt. Equipping the Dead for Eternity. - Cairo, 1998.
Harris J., Wente E.F. An X-ray atlas of the royal mummies. – Chicago, 1980.
Troy L. Creating a god: the mummification ritual. // BACE 4 (1993).

Цит. по: Солкин В.В. Бальзамирование. // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.


Источник: anthropology-ru.livejournal.com
Просмотров: 495 | Добавил: hickill | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024      Сделать бесплатный сайт с uCoz